Спрос и предложение
Воскресенье, 11.12.2016, 11:00
Приветствую Вас Гость

Главная | Регистрация | Вход | RSS
Главная » 2012 » Октябрь » 20 » Спрос и предложение
06:45

Спрос и предложение





Спрос и предложение — экономическая модель,

которая описывает процесс ценообразования на рынке. Эта модель вводит понятия спроса и предложения в качестве универсальных характеристик рынка и доказывает, что, по условиям определенных предположений, эти характеристики уравновешиваются и приводят к установлению определенной цены на данный товар. При этом спрос — представленная на рынке потребность в товарах, а предложение — количество товара, который есть на рынке или может быть доставлен на него. Вывод модели об уравновешивании хорошем отвечает поведению большого числа рынков и считается важным экономическим законом.

Впервые термин «спрос и предложение» употребил Джеймс Денем-Стюарт в своем труде «Принципы политической экономии», которая была опубликована в 1767 году. Этот термин также был применен такими выдающимся экономистами -классиками как Адам Смит и Давид Рикардо в своих трудах «Причины богатства народов» и «Принципы политической экономии и налогообложения», соответственно. В 1870-тих годах модель существенно развил и популяризовал Альфред Маршалл в своем труде «Принципы экономики».

Спрос

Спрос — это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара при имеющихся у него средствах, которые предназначены для этой покупки. Спрос отображает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить за покупку по ценам, которые находятся в пределах «доступного» диапазона.

Вместе с этими обобщенными определениями спрос характеризуется рядом свойств и количественных параметров, из которых прежде всего следует выделить объем или величину спроса. Из позиций количественного измерения спрос на товар, понимается как объем спроса, значит количество данного товара, которое покупатели (потребители) желают, готовые и имеют денежную возможность приобрести за некоторый период по определенным ценам. Другими словами — спрос как объемный показатель характеризует количество продукта, которое покупатели способны, намереваются, будут, покупать по разным возможным ценам.

неценовые характеристики товара

Но кроме цены на величину спроса влияет и ряд других факторов, которые иногда называют неценовыми. Это прежде всего потребительские вкусы, мода, величина доходов (покупательная способность), величина цен на другие товары, возможность замещения данного товара другими.

Закон спроса

Закон спроса — величина (объем) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Математически это значит, что между величиной спроса и ценой существует обратно пропорциональная зависимость (однако не обязательно в виде гиперболически представлено формулой y=a/x).

Природа закона спроса не сложна. Если у покупателя есть определенная сумма денег на приобретение данного товара, то он сможет купить тем меньше товара, что большая цена и наоборот. Конечно, реальная картина намного более сложная, поскольку покупатель может привлечь дополнительные средства, приобрести вместо данного товара другой — товар субститут. Но в целом закон спроса отображает главную тенденцию — свертывание объема закупок с ростом цен на товар в условиях, когда денежные возможности покупателя ограничены определенным пределом.

Эластичность спроса

Эластичность спроса — это показатель, который выражает колебания совокупного спроса, вызванные понижением цен на товары и услуги. Эластичным называется спрос, что сформировался при условии, что изменение его объема (в %) превышает процентное выражение снижения цен: Ed>1.

Если показатели падения цен и увеличения спроса выражены в процентах, уровне, то есть рост объема спроса лишь компенсирует снижение уровня цен, то эластичность спроса равна единице: Ed=1.

В случае, когда степень понижения цен превышает показатель спроса на товары и услуги, спрос неэластичен: Ed<1. Следовательно, эластичность спроса — показатель степени чувствительности (реакции) потребителей к изменениям цены товара.

Эластичность спроса может быть связана не только с изменением цены на товар, но и с изменением дохода потребителей. Поэтому различают эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходам. Есть и спрос с единичной эластичностью. Это ситуация, при которой и доход, и величина спроса изменяются на одинаковый процент, следовательно общий доход остается постоянным по мере изменения цены.

Реакция потребителей на смену цены товара может быть сильной, слабой, нейтральной. Каждый из них порождает соответствующий спрос: эластичный, неэластичный, единичный. Возможные варианты, когда спрос оказывается абсолютно эластичным или абсолютно неэластичным.

Эластичность спроса измеряется количественно через коэффициент эластичности за формулой:

image

  • Ko — коэффициент эластичности спроса

  • Q — процент изменения количества продаж

  • P — процент изменения цены

Как правило, существуют товары с разной эластичностью по цене. В частности, хлеб и соль является примерами неэластичного спроса. Повышение или снижение на них цен в целом не влияет на количество их потребления.

Знание степени эластичности спроса на товар имеет большое практическое значение. Так, например, продавцы товара с высокой эластичностью спроса могут пойти на уценку с целью резко увеличить объем продаж и получить прибыль больше, чем если бы цена товара была более высока.

Для товаров с низкой эластичностью спроса подобная ценовая практика неприемлема — при уценке объем продаж изменится слабо и не компенсирует упущенную выгоду.

При наличии большого количества продавцов спрос на любой товар будет эластичным, потому что даже незначительное повышение цены одним из конкурентов заставит потребителей обращаться за покупкой к другим продавцам, которые предлагают этот же товар более дешево.

image Кривая спроса. Р — это цена, Q — это количество.

График спроса (Кривая спроса) — отношение между рыночной ценой товара и денежным выражением спроса на нее.

Кривая спроса показывает достоверное количество товару, который удается продать за определенное время и по определенной цене. Что более эластичный спрос, то высшая цена может быть установлена на товар. Эластичность спроса — это реакция рынка на отсутствие товара, возможность его замены, цену конкурентов, понижения цен, нежелания покупателей менять свои потребительские привычки и искать более дешевые товары, повышения качества товаров, естественный рост инфляции и на другие факторы.

Всех производителей (продавцов) на рынке объединяет предложение: при низкой цене продавец предложит меньше товара или может его придержать; при высокой — предложить больше товара; при очень высокой — попробует максимально увеличить производство. Так образуется цена предложения — предельно минимальная цена, при которой продавцы готовы реализовывать свои товары…

Предложение

Предложение характеризует возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для реализации ее на рынке по определенным ценам. Такое определение изображает предложение и отображает ее суть с качественной стороны. В количественном плане предложение характеризуется своей величиной и объемом. Объем, величина предложения — это количество продукта (товара, услуг), которое продавец (производитель) желает, может и способный в соответствии с наличием или производительными возможностями предложить для продажи на рынке в течение некоторого периода времени при определенной цене.

Как и объем спроса, величина предложения зависит не только от цены, но и от ряда неценовых факторов, включая производственные возможности (см. Кривая производственных возможностей), состояние технологии, ресурсное обеспечение, уровень цен на другие товары, инфляционные ожидания.

Закон предложения

Закон предложения — при других неизменных факторах величина (объем) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар.

Рост величины предложения товара при увеличении его цены обусловлен в общем случае тем обстоятельством, что при неизменных расходах на единицу товара с увеличением цены растет прибыль и производителю (продавцу) становится выгодным продать больше товара. Реальная картина на рынке сложнее этой простой схемы, но выраженная в ней тенденция имеет место.

Эластичность предложения

Эластичность предложения — показатель, который воспроизводит изменения совокупного предложения, которые происходят в связи с ростом цен. В случае, когда увеличение предложения превосходит рост цен, последний характеризуется как эластичное (эластичность предложения больше единицы — E>1). Если прирост предложения равняется приросту цен, предложение называется единичным, а показатель эластичности равняется единице (E=1). Когда прирост предложения меньше прироста цен, формируется так называемое неэластичное предложение (эластичность предложения меньше единицы — E<1). Таким образом, эластичность предложения характеризует чувствительность (реакция) предложения товаров на смены их цен.

Эластичность предложения вычисляется через коэффициент эластичности предложения за формулой:

image

  • Km- коэффициент эластичности предложения

  • G — процент изменения количества предлагаемого товара

  • F — процент изменения цены

Эластичность предложения зависит от таких факторов, как особенность производственного процесса, время изготовления продукта и особенность его к длительному хранению. Особенности производственного процесса позволяют производителю расширить производство товара при повышении цены, а при понижении его цены переходит на выпуск другой продукции. Предложение такого товара является эластичным.

Эластичность предложения зависит и от часового фактора, когда производитель не в состоянии быстро реагировать на смены цены, поскольку для дополнительного производства товара необходимо значительное время. Например, увеличить производство автомобилей за неделю практически невозможно, хотя цена на них может вырасти во многие разы. В таких случаях предложение является неэластичным. Для товара, который не может сохраняется длительное время (например, продукты, которые быстро портятся), эластичность предложения будет низкой.

Много экономистов выделяют такие факторы, которые изменяют предложение:

  • Изменения в себестоимости производства за счет цен на ресурсы, изменения налогов и дотаций, достижений науки и техники, новых технологий. Снижение себестоимости позволяет производителю доставить на рынок больше товаров. Рост себестоимости приводит к противоположному результату — предложение снижается.

  • Изменения цен на другие товары.

  • Индивидуальные вкусы потребителей.

  • Перспективные ожидания производителей. При прогнозах относительно роста цен в будущем производители могут сократить предложение, чтобы вскоре продать товар по высшей цене, и наоборот, ожидание падения цен вынуждает производителей избавиться товару как можно скорее, чтобы не понести убытки в будущем.

  • Количество товаропроизводителей непосредственно влияет на предложение, поскольку чем больше поставщиков товаров, тем выше предложение и наоборот, при уменьшении числа производителей резко сокращается предложение.

image Кривая предложения. Р — это цена, Q — количество предложения.

График предложения (кривая предложения) показывает соотношение между рыночными ценами и количеством товаров, какие производители желают предложить.

Основной фактор, который влияет на движение кривого предложения , — это расходы производства. Как известно товары, изготовляются фирмами ради прибыли. Например, фирмы выращивают пшеницу. Они выращивают пшеницы больше, потому что на данный момент пшеницу выгодно продать, чем другую культуру. И наоборот.

Основной фактор, который влияет на движение кривого предложения , — это технический прогресс. Новый посевной материал, более эффективный трактор, лучшая компьютерная программа севооборота — все это позволяет фермеру снизить расходы производства и изменить предложение своего товара. Производственные расходы — ключевой элемент долговременного действия на «кривую предложения».

Цена и поведение рынка

Равновесная цена

Конкретные параметры операций зависят не только от соотношения сил субъектов данного рынка, но и от многих других факторов, например, от уровня информированности участников или степени привлеченной в рыночные отношения (в административной экономике СССР много предприятий было парадоксально заинтересованными в высоких расходах на закупку сырья и комплектующих изделий, которые увеличивают в свою очередь их отчетные валовые показатели).

Такие ситуации типовые для рынков стран с переходной экономикой, или ощутимой рыночной властью, что позволяет проводить дискриминацию покупателя. Совпадение цен и объемов спроса и предложения, которое достигается при этом, вряд ли можно назвать стойким, поскольку по крайней мере у одной из сторон операции здесь в наличии стимул изменить положение, которое образовалось.

Такое состояние рынка возможно когда его конъюнктура характеризуется на графике точкой Е (равновесие), которая лежит на пересечении кривых спроса и предложения. Тогда при данном количестве товара Q* максимальная цена, при которой могут себе позволить приобрести его покупке (цена спроса PD), совпадет с ценой, минимально приемлемой для продавцов (цена предложения PS), что и будет означать установление на данном рынке единственной стойкой равновесной цены P*, при которой и будет продаваться и покупаться равновесное количество товара Q*.

В аналитическом виде, используя обратные функции спроса и предложения, это можно записать так:image

Важно отметить, что при этом ни у той, ни у другой стороны не будет желание изменить данную ситуацию: спад цен ниже равновесной станет невыгодно не только продавцам, но и покупателям, поскольку сократит количество предлагаемого товара, а рост цены выше равновесного уровня не устроит ни покупателей, ни продавцов, поскольку уменьшит объем товара, который является объектом покупки. Выходит, что при указанных отклонениях цены от равновесного значения в самой рыночной системе возникнут силы, которые будут возвращать ее к первичному состоянию.

image Перемещение спроса — изменяет цену и количество товару
D1 — старая кривая спроса
D2 — новая кривая спроса
S — кривая предложения

Как уже указывалось, на спрос влияет и ряд неценовых факторов, многих получают эффект за достаточно долгое время в сравнении со временами установление равновесия. Когда число людей, которые желают приобрести любой товар растет, количество товара, который будет продан по той же цене будет стремиться вырасти. Увеличение спроса через неценовые факторы может быть представлено графически как перемещение кривой спроса вправо, что указывает на больший спрос для каждой цены, на изображение от начальной кривой D1 к новой кривой D2. Этот процесс піднімить равновесную цену с P1 до P2 и равновесное количество товара на рынке с Q1 до Q2. В этой ситуации мы говорим, что мало место рост спроса, который вызывал расширение снабжения.

С другой стороны, если спрос уменьшается, случается противоположный результат. Если начальная кривая спроса D2, а затем уменьшается к D1, цена уменьшится, и необходимое количество товара также уменьшится — вызывается сокращение в снабжении. Отметьте, что это исключительно эффект изменений в попил. Количество, которое обеспечивается по каждой цене, такая же как и к перемещению спроса. Причина изменения цены в том, что равновесное количество и цена изменяется, если изменяется спрос.image

Перемещение предложения — также изменяет цену и количество товару
D кривая спроса, S1 и S2 — старая и новая кривые предложения

Когда расходы поставщиков изменяются из-за факторов указанных выше, перемещается кривая предложения. Например, при улучшении средств производства, производители будут готовы обеспечивать больше товара по каждой цене и это перемещает кривую снабжения S1 вправо, к кривой S2 — росту предложения. Это увеличение предложения принуждает равновесную цену уменьшиться с P1 до P2. при этом равновесное количество растет с Q1 до Q2, поскольку количество, которое может быть продано, увеличивается по новым низшим ценам. Отметьте, что это в случае перемещения кривой снабжения, равновесная цена и количество двигаются в противоположных направлениях.

С другой стороны, если предложение уменьшения, например через истощение месторождений сырья, случается противоположная ситуация. Если кривая снабжения сначала была S2, а затем перемещается к S1, равновесие цена вырастет, а количество уменьшится. Отметьте, что это исключительно эффект замены предложения. Количество, нужное по каждой цене, такая же как и к перемещению снабжения. Причина изменения равновесных количества и цены — изменение предложения.

Существует только 4 возможных направления движения на диаграмме кривых спроса / поставок. Кривая спроса может двигаться влево и вправо, также как и кривая снабжения.

image

При попившие D1, цена P1. При попившие D2 цена станет P2. Отметьте, при обеих ценах количество товара Q остается постоянным через неизменность предложенного товара.

Иногда встречаются случаи, что кривая предложения вертикальна: количество товара, который поставляется постоянная независимо от цены. Например, количество земли в мире может рассматриваться постоянной. В данном случае безразлично, сколько бы кто-нибудь был готов заплатить за кусок земли, дополнительная территория не может быть созданной. Также, та же территория существовала бы и без спроса не ее. Если земля рассматривается таким образом, это гарантирует вертикальную кривую снабжения, предоставляя ней нулевую эластичность (то есть, безразлично, какое изменение в цене, количество не будет изменяться).

Аналогично встречается и вертикальная кривая спроса, примером которой может рассматриваться цены на некоторые экзотичные виды сырья в течение короткого времени. В этом случае внезапное изменение в эффективности добычи не сможет изменить необходимое количество, спустя долгое время, нужный для приспособления предприятий.

Особенные типы рынка

Кривая спроса зависит также от типа рынка. Да, когда на рынке выступает один продавец, она свидетельствует о том, что спрос на товар определяется ценой, которую установил монополист, а когда на рынке небольшое количество продавцов имеет дело с большим количеством покупателей, кривая спроса будет изменяться в зависимости от цены конкурентов.

В ситуации, в которой существуют много покупателей, но единственный поставщик, монополист, который может регулировать количество товара, который поставляется, или цену на него за своим желанием, будет регулировать цену таким образом, чтобы максимизировать свой доход. Эта цена всегда будет более высока (теоретически не более низкая), чем на конкурентом рынке. При этом сам монополист будет применять кривую спроса для расчета необходимой цены, за которую ему нужно продавать товар.

Подобная ситуация случается и в случае единственного покупателя на рынке, обычно при наличии одной компании, которая использует определенный тип сырья, или при торговых ограничениях, такая ситуация называется монопсонией. В этом случае только кривая предложения имеет смысл, а покупатель будет применять ее для максимизации дохода.

В случае, когда существует несколько покупателей и несколько производителей (продавцов), так называемая олигополия, теория спроса и предложения применяться уже не может, потому что решения покупателей и продавцов не всегда зависят друг от друга. Для оптимизации своего дохода и анализу такой ситуации может применяться теория игр.

Кривая предложения не должна быть линейной. Однако, если снабжение осуществляется компанией, которая пытается максимизировать свои доходы, может быть доказано, что кривая снабжения монотонно на спадает (то есть, в случае повышения цен необходимое количество не уменьшается). Кривая снабжения такой фирмы может быть вертикальной, горизонтальной или растущей. Однако, ниспадающая кривая снабжения может существовать для целой отрасли, но никогда для отдельной фирмы.

Теоретически существует возможность растущей кривой спроса, так называемый товар Гиффена. Однако, на реальном рынке такой товар никогда не был найден. Не экономисты иногда считают, что такие примеры существуют, например, когда некоторые люди покупают роскошный автомобиль только через его дороговизну. В данном случае товаром является фактически престиж, а не автомобиль, потому, когда цена роскошных автомобилей уменьшается, это, фактически, изменяет уровень престижа, потому, когда цена уменьшается, это уменьшает и уровень престижа товара. Это является примером так называемого товара Веблена.

Реальные цены

Теория спроса и предложения представляет собой лишь теоретическую модель. Рассчитанные цены представляют собой идеальные цены, которые не всегда отвечают реальным ценам на рынке. Фактически, идеальные цены представляют собой реальные, какими бы они были за рядом условий, которые не всегда осуществляются.

Потенциальные цены

Когда товары проводятся для продажи, они обычно сразу оцениваются, но эти цены являются сначала только потенциальными ценами. Не может быть никакой уверенности, будет ли товар продаваться по этом ценам или эти ли цены обеспечивают максимальную прибыль. Таким образом, результат реальной цены зависит от переговоров между конкретными производителями и покупателями, а установление равновесия занимает некоторое время, иногда достаточно большой.

Государственная регуляция

Даже в странах с рыночной экономикой и наибольшей степенью рыночной свободы цены является объектом постоянного внимания и регуляции со стороны государства. Влияя на цены, она добивается осуществления определенной конъюнктуры и структурной политики, укрощения инфляции, усиления конкурентоспособности на мировом рынке. Государственную регуляцию цен носит законодательный, административный и судебный характер и осуществляется соответствующими министерствами, Центральным банком но др. Во многих странах созданы межминистерские советы по вопросам цен, экспертные комитеты и другие органы. Методы государственной регуляции цен разнообразны. Это — наблюдение и контроль за ценами со стороны правительственных органов; непрямое влияние на цены; установление фиксированных льготных цен и тарифов на товары и услуги, что произведенные в государственном секторе экономики; передача прав установления цен на определенные виды товаров и контроль за ними со стороны наднациональных органов.

Просмотров: 557 | Добавил: haverve | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Мини-чат
200
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Друзья сайта